Апр2015

VOTUM SEPARATUM

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Родине, маме, дочке посвящаю.

Народ, живущий прошлым, не имеет будущего

 

Я ехал на перекладных из Тифлиса, куда меня почти довёз TRABZON МЕTRO-bus -сломался сразу за турецкой границей)-компани) думая, что если успею отдать последний долг ереванскому Հորոխպեր‏-у, то и вся откладываемая на это время экспедиция пройдет успешно.

На «прощание» (а может «прощение») по ряду сломанных автобусов, маршрутных такси, закрытых перевалов, пограничных инцидентов и проч.-я не успел..

Спустя 32дня, в свои 33года из Стамбула в Москву вылетал уже другой, ещё более «металличСКИ»члавек с запасом пеше-автобусно-железнодорожного хода почти в 4тыс.километров через мистический МУСАЛЕР и легендарную армянскую деревню Վաքիֆ (Вакиф), античную Атропатену, мятежный  Диарбакыр (Тигранакерт), потрясённый (в прямом и переносном смысле) землятресением октября2011года, обезлюденный и от того еще более родной ВАН с улицами армейских шатров и дешевых гробов как вСпитаке’89, а еще ранее — величественно-древний АНИ с щемящим сердце «тем» берегом, и беспощадно-холодный, но одновременно обволакивающе-медитативный и романтичный КАРС, как полная противоположность шумно-курортному (несмотря на ноябрь) «Трапезунду».

Смартфоном можно управлять временем: например, летоисчисление в моей «SUPERSONIC-фирме» в сравнении с календарным годом юлианского с григорианским вместе взятыми разнятся лет на сто-150 вперед. Вот и тогда в ноябре 11-го на своем вечнозависающем симбиянОСнокиО я смещал график движения по еще детально неизвестному маршруту на 3,4 дня траурных мероприятий, -хотелось и поскорей пройти церемониал, и одновременно «наобщаться» со всеми, поделиться первыми впечатлениями о высадке в Турции и планах на будущее; и вообще парадоксально было «возвращаться в Турцию» из Еревана — города моей юности, моей Родины…

Теперешнее «виртуальное возвращение» связано с появлением временно́й и технической возможности воплощения ранее неоднократно анонсируемой и с той же регулярностью откладываемой презентации материалов моего «Первого Турецкого похода», и конечно же с датой, которую теперь в апреле 2015 очень хочется «промотнуть» и совершить очередной временной скачок.. и чтоб скорей настал 25-й день апреля… и вода отойдет.. и ВСЕ УЗНАЮТ!!!
(24апреля2015года армяне всего мира в который раз будут взывать к мировой общественности с напоминанием о резне и депортации 1915 года (позднее её стали называть геноцидом), начатой (скорее возобновлённой) в ночь на 24 апреля младотурецким правительством Оттоманской Империи, продолженной позднее кемалистской Турцией, поощряемой революционным большевистским правительством РСФСР и на мой, признаюсь, сугубо предвзятый взгляд, до настоящего времени осуществляемой (но уже в другой, более мягкой форме, но с теми же гнусными целями) правителями Республики Армения.)

Простите, но они не ШарлИ – и совсем даже не «мон ами», (хотя некоторые из турецко-поданных вполне приличные и приятные люди (многие осознают и свою ответственность и, как ни случайно, почти у каждого есть «в противовес» своя «история» спасения армянина). Но «они», по итогу, добились своей цели – перераспределили, так сказать, миграционные потоки, а заодно и богатства и ресурсы страны, осталось всего ничего 30млн. курдов удачно расселить. ОК! Как говаривал наш любимый классик и современник Владимир Маслаченко: «ни на секунду не отвлекаясь от футбола» (что не мешало ему практически одновременно рассказать как простудилась в итальянских Альпах любимая собака владельца Сампдории или Милана, причем перепутав нарочито-нарочно имя пса.)) — с футбола в тот раз всё и сложилось: Трабзонспор как неминуемое начало и, образно выражаясь, бикфордов шнур экспедиции, начавшей свое буквально горение в чартерном рейсе с нашими тиффоззи и немножко «эспинози» (неадекваты поджигающие(!)на борту(!!!)спиртные напитки и небрежно их поглощающие), а после — морды друг другу бьющие (сработало правило: «бей своих, чтоб чужие боялись») вплоть до посадки кого в такси, а двоим дядька́м и в эмбюлансе пришлось полежать. После -пара памятных эпизодов с участием турецкой полиции и одной все90минутной горячей встречей местных диких промоутеров дешевых, но тяжелых китайских часов, зажигалок и других фигалок (от «зафигачить» — удачно попасть в цель, уязвить чувствительные органы противника), но мы в долгу не оставались. Нюхнули газу подлого, слегка отоваренного нами турецкого копа, в ничью, как помню, разошлись…Такая вот прелюдия, затем — вынужденная «ереванская интермедия» и по «возвращению» по следам папиных «пионерских походов» 1990-91 годов (Кирищян-старший одним из первых армян пересек тогда еще границу СССР и Турции) среда (а также четверг, пятница и вплоть до воскресения)) амшенских армян из «Хопы-хемшильского «АвтономногоОкруга» в качестве затравочки, а там всё быстрее, и выше в горы и всё сильнее тяготея мыслью о вполне возможном последнем подобном приключении в жизни (пару-тройку раз (на пешем ночном марше между Ханаком и Карсом, на приеме при ха́дже Диарбакырского авторитетного ХАДЖи́ «НАСРЕТДИНА» с завершением в СОСЕДНЕМ полицейском участке этой СЛАВНОЙ СТОЛИЦЫ КУРДСКОГО СЕПАРАТИЗМА-ОПОРТУНИЗМА.) жизни или свободы в принципе.

И всё же, спустя месяц помимо «сувенирки&утеплёнки» по случаю, в моём армейском рюкзаке прибавились путевые заметки, диктофонные записи историй, бесед и интервью-тестирования порядка двух десятков человек, различных возрастных, гендерных и профессиональных групп (помимо амшенцев, весьма пожилая семейная пара прихожан и сторож-медиа-знаменитость армянского храма в Диарбакыре, а также жители одной-единственной армянской (христианской) деревни) в рамках проводимого юридико-антропологического исследования периферийных групп армян Турции на предмет их представлений о праве, а также выявлении возможно сохранившихся (христианских) правовых традиций и обыкновений.

Идея исследования исходила как из присущей почти всем армянам тяги к изобретательству и научным открытиям (что в случае с юриспруденцией довольно редкое явление), так и во многом неоправданной уверенности  в собственной способности к коммуникации на одном (но как оказалось таком разном) языке со специфическим, малоизученным и глубоко-законспирированным контингентом (развал Османской Империи и последующее  (в период 20-30-х г.г. прошлого века) создание национального государства под лозунгом «одна нация — одна страна», осуществляемого посредством «отуречивания» эклектичного населения империи (помимо армян своей национальной идентичности в той или иной степени лишались и все остальные в т.ч. мусульманские меньшинства); исторически наслаивающиеся христианские в своем византийском и мусульманские в своем османском проявлении системы, последующее их «выкорчевывание» и попытка адаптации европейских правовых систем и кодексов, создало уникальный фон для исследований правового многообразия и действия т.н. «неофициального права» параллельно с государственно-правовой системой. Кроме того, выявление сохранившихся, несмотря ни на что, традиций должно стать отправной точкой в относительно недавнем процессе «возвращения к корням» и восстановления этнического разнообразия населения Турции, частью которого несомненно являются и т.н. «гизли́» (gizli -с турецкого скрытый, тайный) таким термином именуются потомки армян, оставшихся после событий 1915года, в большинстве своем насильственным образом омусульманенные (обращенные в магометанство) но, несмотря на это, остающиеся отдельным субэтносом, которые возможно уже перестали быть армянами, но так до конца и не стали турками. До недавнего времени упоминание об армянских корнях этих людей тщательно табуировалось по обе стороны армяно-турецкой границы, их существование как бы не замечалось, а возможность для самоидентификации возникала только при переезде в крупные города Турции (Стамбул, Измир) или Европы.)

Оставляя за скобками (присутствующий и поныне) скепсис относительно ценности для юридической науки проведенных полевых исследований до поры как минимум завершения работы над диссертацией, (предмет которой, благодаря в т.ч. не добытому, в необходимом для конструирования окончательных выводов, материалу, разросся до исследования феномена плюральности права в формате взаимоотношений замкнутых, конфиденциальных сообществ не только блихких мне «гизли́», но и иных замкнутых групп от религиозных сектантов, футбольных фанатов, армейских (ветеранских) объединений и криминальных корпораций, иных тайных обществ и элитарных кружков), а также звучавшие ранее инвективы об ошибочном авторском пути, — будто армян в Турции нет, а те что есть вообще и не армяне и не достойны и т.п. и т.д., (на резонный вопрос6: «а судьи (армяне) кто!?» наступала обычно пауза не только имени Станиславского, но и Немеровича-Данченко в придачу, а затем ЛОГИЧНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ В ФОРМЕ, -ну как:- имя-фамилия, — язык, религия, некоторые обобщали «культурой», парочка пыталась приплести мускулатуру) и не стараясь безуспешно составить конкуренцию Деренику нашему Демирчяну с его замечательнейшим эссэ, сконцентрируем внимание на более актуальном, в свете приближающейся «всеармянской даты», аспекте – личном мнении отдельных представителей опрошенного меньшинства, (далее для удобства и сохранения конфиденциальности респондентов обозначим их объединяющим оперативным псевдонимом «ПОДЗАЩИТНЫЕ») и составим выжимку нашего VOTUM SEPARATUM -личностного восприятия тех трагических событий, одним из результатов которых стала и «особенная стать» ПОДЗАЩИТНЫХ и начало их собственной истории ныне именуемой как «криптоармянство».

Сразу отмечу, что тема Геноцида затрагивалась исключительно по инициативе самих ПОДЗАЩИТНЫХ, т.к. не являлась определяющей для моего исследования, а наоборот постоянно отвлекала как меня, так и самих опрашиваемых, но перманентным присутствием доказывала, что без индивидуальной констатации отношения к ней, какое-либо дальнейшее движение весьма спорно и затруднительно. Тем не менее повторюсь, все приведенные мнения и сведения открыто высказывались, но некоторые при «протокольном оформлении» (я всегда отмечаю, когда идет запись разговора) корректировались (т.к. уголовную ответственность за «позорящие республику» сведения давно не применяли, но и не отменяли), но я как правнук революционера-народника как-то, когда в очередной раз попал в лапы аскяр-акабов стёр с одного из телефонов часть, как мне казалось, самой вредоносной информации, но по тем записям, которые велись параллельно, общий рефрен утерянных файлов интервью амшенских армян мне до сих пор хорошо памятен, т.к. первый мой ПОДЗАЩИТНЫЙ — «Ш» (по «праву представления»,т.к. его старший брат «М», знакомый по 90-м годам с моим отцом оказался в командировке) не владел как оказалось армянским литературным (сказались видимо разность в интересах двух родных братьев) и общались мы через его шурина – тбилисского парня Гочу, который очень мне помог, т.к. еще весьма хорошо помнил русский и уже немного говорил на «местном эсперанто» (гремучей смеси турецко-курдского и местных диалектов), а кроме того ПОДЗАЩИТНЫЙ Ш, в свою очередь женившись на грузинке прилично владел грузинским языком — в итоге: два армянина общались через грузина-переводчика, а когда подключали очередного местного респондента мне мерещилась сценка из «французской бондианы» про БобСенКлера (LeMagnifique) в исполнении Бельмондо и дюжины переводчиков с албанского на македонский, с македонского на словацкий, потом на сербский, русский и далее, а потом обратно.

Благодаря в том числе такому неторопливому и практически все и всех -охватывающему способу общения — амшенцы предстали гораздо более приятными, общительными и открытыми, чем их осмотрительно-подозрительные братья-христиане на другой оконечности «турецкого ботфорта трех морей»), а может, сказались уже иссякавшие собственные силы и накопившаяся усталость, а также завышенные ожидания и совсем не тот «сезон для гостей» тем более из Москвы..-фи!)
Если кратко и весьма условно – амшенские армяне- те же самые, многим хорошо известные –«адлер-сочи армяне», но «мусульмано-lite», а если бы надо было бы Швейцарию заселить армянами, то переселять (хотя так и не получилось) надо мусалерцев (за стойкость, упрямство и резонную заносчивость, по-армянски именуемой собирательным, на мой взгляд, понятием  хпардутьйюн -нечто большее,чем гордость, но совсем не гордыня, (её разновидность я встречал в Шуши и Степанакерте, но «тамошних», «ильхамам» на зло, ни в Швейцарию, ни куда-либо переселять не будем!))

Что касается «правовой грамотности», то скорее она тяготеет к нулю и только один ПОДЗАЩИТНЫЙ мусалерец, вспомнил о существовании нескольких источников «западно-армянского» права как «Национальная Конституция» («Положение об армянской нации» 1863г), Лозаннского Мирного договора, арбитража Президента США Вильсона, а ещё он играл на разновидности местной флейты-рожка (к сожалению, название, в отличие от записи, не сохранилось:

Sound clip 24
остальные слишком далеки от каких-либо «посторонних» знаний (сказывается узкая специализация и низкий уровень образования) полностью доверяют ведение «всякого официоза» турецким чиновникам и местным «авукатам», в той мере, в которой им можно доверять;)

Еще одно, финальное, надеюсь, отступление:- Наибольшую и наиполезнейшую информацию выдавали естественно пастыри армянской-григорианской, католической и ассирийской церквей, однако после некоторых событий, я решил не придавать их огласке и оставить лишь для сравнительного, «внутреннего» анализа в связи, как мне кажется, с заведомой заинтересованностью этих на первый взгляд таких охотных откровений, тем более что вся церковная иерархия от «разъездного» по задворкам «империи» священника до срабазана- Константинополя гласит практически одно и тоже и интересующимся людям достаточно просмотреть несколько ссылок в интернете — разночтений в их стройно декларируемой позиции нет, а что касается «практики», то это, как говорится «пущай синод ихний решает..»

Как всё же гость, а не интервент не буду да особо и не о чем кроме стандартного «подобрали-обогрели-обобрали (хотя бы попытались) набора» излишним образом принижать достоинства Турецкой Республики и его населения, у многих из них я находил столь нужное понимание и лояльность вплоть до искомой «куртка-хароши-подарЫ!», но, естественно к моим ПОДЗАЩИТНЫМ последнее отношения не имеет! для финального, окончательного и бесповоротного завершения никак не закругляемого ВСТУПЛЕНИЯ завершу «представление» первого ПОДЗАЩИТНОГО и его взглядов.
Итак, ПОДЗАЩИТНЫЙ «Ш», выступивший в качестве одного из переводчиков и одновременно и кальки, и абсорбента местных взглядов и настроений, — строитель (естественно, гордый и независимый совладелец (амшенцы в большинстве предпочитают собственный бизнес работе за жалование) небольшой фирмы-ген.подрядчика строительства трех-пяти этажных домов на большие местные семьи) ему чуть больше сорока лет, мусульманин (на намаз и мечеть времени в моем присутствии он не находил, подозреваю, что и в отсутствие тоже, как и бо́льшая часть его земляков), армянским диалектом владеет хорошо, литературным не владеет. Женат на грузинке, причем, временно, как оба надеются, проживают с супругой раздельно-он в Турции, она в Грузии, с ним бо́льшую часть времени живет сын-подросток, с ней — малолетняя дочь. «Открытый брак» в местной среде довольно редкое явление, но находит свое применение не только по экономическим причинам, но и как неофициальная процедура примирения, срок которой определяется сторонами. Взглядами ПОДЗАЩИТНЫЙ Ш отличается весьма современными, аполитичен, большой местный патриот, выступающий за некую форму культурной и политической автономии Амшена в составе Турции, включающую в т.ч. создание на местном уровне школ армянского языка, истории, культуры, обычаев и т.п., а также максимально возможное устранение в политико-экономическом плане всех «пришлых» (в основном через систему администрации, образования или силовых структур) этнических турок. Считает, что власти намеренно не развивают регион, в т.ч. чтобы избежать последующих требований каких-либо национальных «привилегий» местному наслению.
События 1915 года не сильно затронули жителей Амшена (т.к. основная волна ассимиляции проходила за сотни лет до того), но сюда переехали многие «новые мусульмане» (армяне под угрозой депортации и физического истребления принявшие ислам) в числе которых был и дед ПОДЗАЩИТНОГО Ш, воспитывавший своих детей, в т.ч. отца ПОДЗАЩИТНОГО «Ш» -ПОДЗАЩИТНОГО «Э», в ультра-мусульманском и консервативном ключе, видимо из присущей многим армянам истовой необходимости максимально адаптировать их к местным условиям, но подобная «прививка» подействовала только на первое и отчасти второе поколение потомков, но далее усиливаются другие объединяющие тенденции. Таким образом, насильственная мусульманизация и депортация, нынешним поколением амшенцев воспринимается и как черная страница истории, и как фактор, окончательно сформировавший их территориальный этнос (легенда зарождения амшенцев отсылает к сказу о том, как турок, удочерив армянскую девочку — дочь своего армянского друга (судьба которого осталась неизвестна) впоследствии женил её на своем сыне). Возможно отсюда бо́льшая независимость женщин в амшенских семьях, допускающих возможность не только как мы видим, «открытого брака», но сохранивших к примеру традицию выбора себе жениха из числа претендентов (древние смотрины заключались в некоем фестивальном кастинге, когда юноши объединившись в «свадебно-экспедиционные корпуса» колесили по деревням, предлагая свои кандидатуры и места проживания (один из решающих факторов при выборе — успешность и достаток той или иной области или деревни)).

Возможность признания Правительством Турции событий 1915 года геноцидом – в Амшене практически никем не допускается. Что касается Диарбакыра-Тигранакерта, то и местная публика сконцентрирована на решении своих насущных, бытовых и духовных вопросов («Открылся новый Храм- Вот и СЛАВНО!») Пара уцелевших армянских стариков-прихожан ассирийской церкви (т.к. армянский храм был на восстановлении и насколько известно до сих пор без служителя) были распрошены об обстоятельствах их мытарств, — они очень надеются, что если не им, то потомкам их, власти возместят понесенный ущерб.., что как можно судить из прессы Курдистана в последнее время на местном уровне «пытается быть осуществлено». В «параллельной стране «имени Ататюрка» (несмотря ни на что «отец нации» всё ещё «дедушка») пока стреляют журналистов и правозащитников и отмечают иные блистательные юбилеи.

 

Продолжение следует…

 

https://www.youtube.com/watch?v=SVp3TIELUFw